Н. ЛЕНИН И КРЕСТЬЯНСТВО.

 

      (К пятидесятилетию со дня рождения тов. Ленина).

 

      На 3-м Всероссийском с'езде профессиональных союзов

закончившемся на днях, тов. Ленин касаясь вопроса о крестьянстве,

еще раз повторил то, что он говорил неоднократно:

      "Стоящая теперь перед нами задача особенно трудна потому, что

крестьянские массы, по темноте своей далекие от всякой теории,

могут осознать значение мероприятий советской власти лишь только

противопоставлением, что такое диктатура рабочего класса и что

такое та власть, от которой они только что освободились.

Крестьянство познает советскую власть практически. Но у

крестьянства нет той сплоченности, дисциплинированности, которая

имеется у пролетариата. Крестьянство распылено экономически; оно

является частью собственниками, а частью тружениками.

Собственность тащит его к капитализму. Крестьянин собственник

думает. "Чем выгоднее я продам, тем лучше, а при голоде буду

продавать дороже". А крестьянин труженик знает, что от помещика

он видел лишь угнетение, от которого освободил его рабочий. Тут

борьба двух душ, которая вытекает из экономического положения

крестьянства. Нужно это выделить. Мы тогда только победим, когда

будем проводить твердую линию. Все трудящиеся будут для нас

всегда трудящимися, а с крестьянами собственниками нам приходится

бороться, потому что они темны".

      Это взгляд на крестьянина, как на человека у которого "две

души", в устах тов. Ленина не является случайным фигуральным

выражением, а вытекает из всего того, что утверждал тов. Ленин с

самого начала своей реакционной марксистской деятельности. В

своих взглядах на русское крестьянство Ленин всегда был далек как

от народнического утопизма, от мещанского социализма - так и от

мнений, согласно которым крестьянство является в политическом

смысле реакционной силой, способной только на пугачевские бунты,

пускание "красных петухов". Здоровое марксистское чутье

революционера и в этом вопросе помогло тов. Ленине правильно

наметить роль крестьянина в классовых битвах между пролетариатом

и буржуазией. Народники - старого дореволюционного покроя -

видели в нашем крестьянине чуть ли не готового социалиста.

Согласно их утверждениям русский крестьянин благодаря общинному

землевладению имеет все необходимые данные для того, чтобы быстро

и безболезненно перейти к социализму в деревне. Ленин, начиная с

90-х годов, неустанно разоблачал эти и подобные народнические

иллюзии, доказывая, что община умирает и разлагается, что

вторгающиеся в деревню товарно-капиталистические отношения все

больше и больше превращают нашего крестьянина в

товаро-производителя, в мелкого собственника, у которого

преобладающим является настроение индивидуалистического порядка.

      Но борясь с у<т>о<п>измом народников, тов. Ленин вместе с тем,

был также далек и от тех течений в нашей марксистской и

либеральной среде, представители которых полагали, что наше

крестьянство - обломок прошлого крепостнического уклада -

неспособно ни к какой активной тем более революционной борьбе. В

уравнительных стремлениях нашего крестьянства в народническом

уто<п>изме представители этого течения видели только отрыжку

давно минувшего, реакционные пережитки. Крестьянские восстания

расценивались ими как далекие отголоски пугачевских настроений,

способных подорвать помещичье землевладение, но совершенно

бесплодные в области положительной, активной политической борьбы.

Такую точку зрения в 1904-906 годах и после разделяло большинство

меньшевиков, не говоря уже о наших либералах и радикалах. Отсюда,

например меньшевики делали вывод, что в революционной борьбе с

самодержавием, русский рабочий должен поддерживать и "толкать"

нашу либеральную буржуазию. Мартынов, Мартов и пр. прямо

утверждали, что единственной действенной, прогрессивной силой -

помимо пролетариата в России является наша буржуазия, тогда как

крестьянство распылено и в политическом смысле для пролетариата

бесполезно.

      Тов. Ленин с такой же энергией боролся против этих взглядов, как

и утопизма народников. Наша буржуазия, - утвержал еще в 1904-906

г.г. тов. Ленин, - узка своекорыстна, непоследовательна и

неспособна довести буржуазно-демократическую революцию до конца;

она в любой момент готова на сделку с царизмом и на измену.

Вместо поддержки и "толкания" пролетариатом либеральной буржуазии

Ленин выдвигал союз рабочих и крестьян, диктатуру пролетариата и

крестьянства. У пролетариата не может быть единства воли с

крестьянством в вопросах социализма, но в вопросах полной

ликвидации царизма, помещиков, республики, в вопросах

демократической диктатуры это единство воли должно быть и оно

будет." С утопизмом народников бороться нужно, но в утопической

оболочке нельзя, преступно проглядеть революционное содержание

лозунгов, смысл которых сводится к уничтожению царизма и

помещиков.

      Эти взгляды Ленина, эту борьбу его на два фронта еще в 905 - 906

г.г. нужно постоянно иметь в виду и теперь каждому, кто хочет

выяснить тактику коммунистической партии и ея вождя в отношении к

крестьянству.

      Нас, большевиков, упрекали в том, что в октябре 1917 года мы

"обокрали" программу социалистов революционеров. Утверждали, что

мы "обокрали" благодаря присущей нам демагогии, беспринципности,

преклонению пред стихией. На самом деле ничего подобного не было.

Черновы и Керенские только говорили о переходе помещичьей земли в

руки крестьян, а на деле, пу<т>аясь с коалицией "живых сил",

противодействовали этому переходу. Октябрьский переворот положил

этому конец. Помещики и их земля были ликвидированы. В

крестьянстве были еще сильны народнические иллюзии и утопизм, что

и нашло свое отражение в декрете о социализации земли. Большевики

во главе с тов. Лениным знали, что за этой утопической оболочкой

скрывается здоровое революционное зерно, здоровая сущность. Это

убеждение совершенно совпадало с тем, что говорил Ленин еще в

1905 году. Что же произошло дальше? В октябре 1917 года -

утверждал Ленин на 8-м с'езде партии, - мы брали власть вместе с

крестьянством. Эта революция была буржуазная, поскольку классовая

борьба в деревне еще не развернулась. Летом 1918 г. началась

настоящая пролетарская революция в деревне. Первым этапом было

взятие власти в городе, установление советской формы правления.

Вторым этапом было то, что для всех социалистов является

основным, без чего социалисты - не социалисты; выделение в

деревне пролетарских и полупролетарских элементов, сплочение их с

городским пролетариатом для борьбы против буржуазии в деревне.

      Так дело обстояло в октябре и после октября. Когда процесс

выделения пролетарских и полупролетарских элементов в основном

был закончен, встал вопрос об отношении пролетариата к среднему

крестьянству. В 905 году Ленин утверждал, что в вопросах

ликвидации царизма и помещиков у пролетариата и крестьянства

будет единая воля; этой единой воли не будет дальше после

ликвидации в вопросах социализма. ("Две тактики" стр. 460, 461 и

др.)

      В октябре 1917 года эта единая воля была осуществлена. Летом

1918 года начался процесс выделения пролетарских и

полупролетарских элементов в деревне, введение хлебной монополии,

отобрание излишков и т. д. "Единства воли" в вопросах социализма

не оказалось; встал вопрос об отношениях между рабочим и средним

крестьянством. На 8-м с'езде Ленин заявил: "задачей

социалистической партии является нейтрализация крестьянства, т.

е. достижение того, чтобы крестьянин остался в борьбе между

пролетариатом и буржуазией". Конечно это только половина дела.

Другая сторона его заключается в привлечении крестьянства на нашу

сторону.

      Возможно ли это? Ленин ответил: вполне возможно: "крестьянин, -

говорил Ленин, - отчасти собственник, отчасти труженик. Он не

эксплоатирует других представителей трудящихся. Он испытал на

себе эксплуатацищ помещиков и капиталистов, он вынес все.

      Нейтрализация и привлечение крестьянства возможно. Это дело -

возможно, хотя и очень трудно. Оно возможно потому, что

крестьянин не только собственник, но и труженик, веками

угнетавшийся помещиками, становыми и т. д. Оно - трудное, потому,

что в крестьянстве сильны стремления собственника - потому, что у

нас нет термометра при помощи которого можно бы сразу определить:

вот середняк, вот бедняк, вот кулак.

      Что же нужно делать, чтобы привлечь середняка на свою сторону?

      Тов. Ленин отвечает: прежде всего не действовать насилием в

области хозяйственных отношений среднего крестьянина, не тащить

насильственно его в коммуны в артели, а привлекать его

добровольно примером.

      "Насилие по отношению к среднему крестьянину представляет из

себя величайший вред". "Действовать здесь насилием, значит

погубить все дело. Здесь нужна работа длительного воспитания",

"Коммуны мы поощряем, но они должны быть поставлены так, чтобы

завоевать доверие крестьянина. А до тех пор учащиеся у крестьян,

а не учителя их".

      Вторая наша задача заключается в реальной помощи деревне:

      "Среднее крестьянство в коммунистическом обществе только тогда

будет на нашей стороне, когда мы облегчим и улучшим экономические

условия его жизни. Если бы мы могли дать завтра 100000

первоклассных тракторов, снабдить их бензином снабдить их

машинистами (вы прекрасно знаете, что пока это - фантазия), то

средний крестьянин сказал бы: "я за коммунию" (т. е. за

коммунизм). Но для того, чтобы сделать это, нужно победить

международную буржуазию, надо заставить ее дать нам эти тракторы,

или же надо поднять нашу производительность настолько, чтобы мы

сами могли доставить". (Протоколы 8-го с'езда стр. 306).

      Как видно изо всех этих приведенных справок Н. Ленин остался

вполне верен своим первоначальным взглядам на крестьянство.

Упреки, которые раздаются до сих пор по его адресу из враждебных

лагерей, совершенно не правильны. Кадеты, меньшевики, а теперь и

правые эс-эры обличают Ленина в том, что он сделался утопистом и

опустился до пугачевщины. Это - ложь, ибо Н. Ленин теперь как и

раньше, прекрасно видит все трудности, стоящие на пути к

организации социалистического общества. Он видит, что привлечение

середняка на нашу сторону - дело трудное, ибо он собственник, но

вместе с тем нелепы также и упреки левых эс-эров и других

"крайних левых" в том, что Ленин и большевики считают середняка

кулаком, буржуем, эксплоататором. Крестьянин - собственник, но он

не эксплуататор, - он - саж труженик, веками угнетавшийся

помещиком и царизмом.

      Между Сциллой и Харибдой, между взглядами на крестьянина как на

готового социалиста и коммуниста и другим взглядом, в силу

которого он считается пугачевцев и кулаком - Н. Ленин нашел

трезвую и единственно правильную точку зрению.

 

      А. Воронский.